Детские игрушки - это не только предметы для развлечения и заполнения досуга ребенка. Их основное назначение - развивать, обучать новым навыкам, воспитывать определенные качества. В этом плане игрушки можно разделить на три категории:
  •     полезные;
  •     нейтральные;
  •     вредные.
Чтобы определить, к какой категории относится конкретная вещь, важно задать себе вопрос: <Чему она может научить ребенка''. Если игрушка учит усидчивости, развивает внимание, моторику и прочие положительные качества, она, безусловно, полезна. К нейтральным относятся предметы, которые не несут познавательной и воспитательной функции. Ярким примером таких изделий можно назвать популярный сегодня спиннер. Отдельного внимания заслуживают игрушки вредные, а их на прилавках современных магазинов немало.
Вредные игрушки не только не учат ничему хорошему, но и, напротив, способствуют развитию негативных качеств: агрессии, хамства, вульгарности и т.п. Из примеров можно привести всевозможных монстров и чудовищ. Такие персонажи явно не настраивают на тихие продуктивные игры, они призывают крушить и воевать. Однако психологи сходятся во мнении, что наличие отрицательных героев приносит и свою пользу: ребенок сможет вымещать на них свои негативные эмоции. Задача родителей: подобрать персонажей так, чтобы злодеи остались в меньшинстве.
К вредным также можно отнести игрушки, издающие громкие резкие звуки. Они не только раздражают слух, но и оказывают негативное влияние на психику ребенка. Малыш может стать пугливым и гиперактивным. При выборе музыкальных игрушек отдавайте предпочтение тем, которые издают спокойные благозвучные мелодии.
Говоря о вреде и пользе предметов для игр, важно учитывать возраст ребенка. Так, традиционная мозаика очень полезна для детей от трех лет, она развивает мелкую моторику и пространственное мышление. Если же ее дать ребенку младшего возраста, она становится опасной: малыш обязательно потянет мелкие детали в рот.
Некоторые родители форсируют развитие ребенка, приобретая развивающие игрушки, рассчитанные на более старших детей. Зачастую вместо желаемого прогресса в обучении получается обратный эффект: не справившись с непосильно сложной задачей, ребенок теряет интерес к подобным занятиям. Чтобы не прогадать, обращайте внимание на возрастную категорию, большинство производителей указывают данный параметр на упаковках и этикетках.